ФГОС дошкольного образования обеспечивает учёт региональных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Таким образом, на государственном уровне определены значимость дошкольного образования в развитии ребенка и требования к качеству дошкольного образования.
В связи с этим с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова велась разработка проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В июле-августе научные сотрудники ФГБНУ «Институт национальных школ РС(Я)» совместно с представителями Министерства образования Республики Саха (Якутия) внесли свои предложения к проектам «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» и ФГОС дошкольного образования, в частности по механизмам учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ, реализации прав ребенка на получение образования на родном языке.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребенка утвержден как один из основных принципов дошкольного образования.
Современная система дошкольного образования ориентирована на развитие национальных образовательных учреждений и побуждает педагогов обращаться к величайшему пласту педагогической мудрости – педагогике народов. В нашей республике в национальных образовательных учреждениях внедряются этнопедагогические системы, разработанные Институтом национальных школ РС(Я).
Педагогика олонхо – это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях олонхо.
Педагогика Севера – это внедрение принципов, средств и форм этнической системы воспитания, созданной в условиях традиционного образа жизни коренных народов Севера в современную образовательную среду.
Таким образом, реализация Федерального государственного образовательного стандарта с учётом региональных, национальных, этнокультурных особенностей в Республике Саха (Якутия) имеет соответствующее научно-методическое сопровождение. Ознакомиться с материалами внедрения педагогики олонхо и педагогики Севера можно в научно-методических журналах ФГБНУ «Институт национальных школ РС(Я)» «Таткачирук», «Иитии кыһата», «Төрөөбүт тыл уонна литература», «Бастакы үктэл», Чөмчүүк саас».