Концепция школьного языкового образования РС(Я)
ВВЕДЕНИЕ
Национально-региональная система образования РС(Я) несет ответственность за обеспечение условий для самореализации индивида, независимо от его национальной принадлежности, за организацию общего духовного пространства, основанного на взаимном уважении к языку и культуре разных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Система школьного языкового образования должна всемерно способствовать сохранению культурно-языковых особенностей народов Якутии и дальнейшему развитию их взаимодействия.
К концу XX столетия система общего среднего образования РС(Я) достигла определенных успехов в обучении учащихся национальных школ родным и русскому языкам. По данным переписи 1989 года, 62% коренного населения Якутии свободно владеет русским языком. В республике доминирует национально-русское двуязычие, обеспечивающее языковое взаимопонимание без посредников и создающее положительные межнациональные установки. В распространении национально-русского двуязычия определяющую роль сыграло школьное образование.
В связи с изменением подходов к языковой политике в РФ, так и в РС (Я) для развития двустороннего двуязычия создаются соответствующие организационно-педагогические условия для изучения учащимися русскоязычных школ якутского языка как государственного. По данным МО, на сегодняшний день разговорный якутский язык изучает 22,9% учащихся русскоязычных школ.
Постепенно расширяется сфера использования родных языков коренных народов Арктики. В большинстве школ малочисленных народов родные языки продолжают изучаться как учебный предмет. Введение нового учебного предмета по национальной культуре способствовало представлению родных языков народов Севера в системе общего образования и как предмета изучения, и как языка культуры.
По данным переписи 1989 г., для народа саха характерен высокий уровень сохранения языка своей национальности: 95,1% якутов владеют родным языком.
Но перевод преподавания предметов математики, физики, химии, черчения с 1964-65 учебного года на русский язык с 6 класса постепенно привел к тому, что якутский язык имеет сейчас минимальные функции языка обучения и изучения.
В настоящее время почти каждый пятый школьник не имеет реальной возможности изучать родной язык, так как количество якутских групп и классов в городских дошкольных и общеобразовательных учреждениях не удовлетворяет спрос населения. По данным МО, в 1999 году 16,5% детей саха не обучались родному языку в школах.
В ходе реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС (Я) проведена коррекция базового учебного плана. Сельские школы с якутским языком обучения, компенсировали сокращение часов по русскому языку за счет школьного компонента.
Но большинство школ республики ориентировано на изучение английского в ущерб другим иностранным языкам. По сравнению с 80-ми годами значительно сузился ареал изучения немецкого и французского языков. Ни в одной школе не преподаются такие классические языки, как испанский, китайский, арабский, хинди и т.д.
Актуальность разработки Концепции языкового образования в образовательных учреждениях определяется вышеизложенным факторами и целым рядом других, среди которых можно отметить следующие:
- установка на развитие и саморазвитие личности в контексте подготовки к межкультурной коммуникации;
- социальный заказ современного общества на формирование и развитие личности, способной к созидательной деятельности в условиях полилога культур;
- специфичность языковой ситуации в республике, где функционируют два государственных (русский и якутский), пять официальных (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский);
- переход школы на 12-летний срок обучения; потребность в создании психолого-педагогических условий и средств, методических разработок, в том числе компьютерных программ по формированию и развитию многоязычия.
Настало время для объединения усилий учителей родных, русского и иностранных языков в развитии языковой личности*.
В связи с растущей потребностью в изучении языков коренных народов республики жителями некоренной национальности, требуется создание реальных условий для изучения этих языков.
Ведущим в школьном языковом образовании становится детоцентристкий подход: оказание педагогической поддержки ребенку в его естественном желании знать несколько языков и вооружиться рациональными способами их овладения. Следовательно, в методике преподавания языков усиливается значение сознательно-сопоставительного метода, основанного на понимании базы родного языка как лингвопсихологического фактора.
Цели и задачи языкового межкультурного многоязычного образования в школах РС(Я):
- формирование языковой личности и развитие полилингвистической коммуникативной компетенции школьников, необходимой для общения на родном, русском и иностранном языках;
- развитие способностей школьников использовать язык как средство самообразования, самореализации, самовыражения.
- культуроведческое обогащение учащихся: от идентификации с родной культурой к приобщению к культуре народов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и мирового сообщества.
Основными принципами школьного языкового образования являются:
- языковой суверенитет личности
- диалектическое единство трех начал: национального, федерального и общемирового, обеспечивающих осознание школьником себя гражданином РС (Я), РФ и субъектом мировой цивилизации;
- преемственности на всех уровнях обучения;
- разумного консерватизма (при обновлении содержания, в выборе методов и приемов обучения);
- организацию языкового материала на коммуникативной основе;
- скоординированность обучения языкам, согласованность и преемственность языковых курсов в их содержании и структуре;
- принцип целостности, отсутствие разорванности в знаниях по языковым предметам, качественная полнота, внутреннее единство языкового образования в его систематичности, устойчивости;
- принцип интеграции разных уровней языкового образования;
- принцип демократизма - доступность многообразия содержания, видов и методов в соответствии с потребностями, с возможностями личности ученика.
Целостная система языкового образования в школах Республики Саха (Якутия) состоит из следующих компонентов:
- обучение родным языкам (русскому, якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому, чукотскому, долганскому); ,
- обучение русскому языку как государственному и как языку межнационального общения РФ и РС (Я) в якутских школах;
- обучение якутскому языку как государственному языку РС (Я) в школах с русским языком обучения;
- обучение иностранным языкам.
Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком.
Основные принципы и направления настоящей Концепции языкового образования в Республике Саха (Якутия) соответствуют положениям Проекта ЮНЕСКО "На пути к Культуре Мира" и развивают Концепцию ЮНЕСКО о языковом многообразии и непрерывном многоязычном образовании и сохранении и развитии малых языков, дополняют "Концепции образовательной области "Филология" в 12-летней школе", "Концепции образования, по русскому (родному) иностранным языкам в 12-летней школе".
* Под языковой личностью подразумевается личность, выраженная в языке, отражающая через язык картину мира, и определяющая процессы восприятия и понимания. (Ю.Н. Караулов)
УДК 372.880+80.001.01 ББК 74.268.1+81 К 65
© НИИ Национальных школ РС(Якутия), 2001