Круглый стол по вопросам издания нового билингвального словаря и учебных пособий на языке саха по математике
24 октября 2013 года по инициативе Института национальных школ Республики Саха (Якутия) был проведен круглый стол по проблемам билингвального образования, в частности по математике. Вокруг вопросов совершенствования системы математического образования в национальных школах как типе билингвального образования средствами родного (якутского) и русского языков собрались авторская группа учителей школ города Якутска по созданию учебных пособий на якутском языке, а также заведующий, доценты и аспирант кафедры методики преподавания математики (Ефремов В.П., Макарова С.М., Аргунова Н.В., Терентьева М.Д.).
Одним из основных вопросов семинара был, разрабатываемый научными сотрудниками Ченяновой Н.И., Саввиновой А.Д. на базе Института национальных школ РС(Я), понятийно-терминологический якутско-русский, русско-якутский словарь по математике с иллюстрациями и толкованием, предназначенный для использования в 5-6 классах якутских школ. Данный словарь составлен на основе «Русско-якутского толкового словаря математических терминов» (Егоров И.Г., Петров П.П., Петрова А.И.), утвержденный в 1998 году Министерством образования РС(Я). Далее рассматривались проекты учебных пособий на языке саха для начальных и 5-6 классов по математике, разработанные авторской группой учителейпод руководством Тимофеевой Надежды Константиновны, директора Саха политехнического лицея.
В ходе дискуссии были рассмотрены с разных аспектов учителями-практиками, учеными математиками, а также лингвистами проблемные термины, включенные в данный словарь. В итоге были заполнены анкеты , которые собрали все замечания и предложения участников круглого стола. Учителя подметили актуальность использования данного словаря в образовательном процессе, а также высказали свою готовность к дальнейшему сотрудничеству и участию в проведении апробации.
В процессе обсуждения стало ясным, что завершение работы над словарем ускорит темп работы и над учебными пособиями. Кроме того, участники круглого стола решили в дальнейшем систематически проводить подобные мероприятия для решения задач, которые приведут к намеченной цели.
Н.И.Ченянова, научный сотрудник Института национальных школ РС(Я)