\ Народные эпосы народов России: Олонхо и Джангар

Народные эпосы народов России: Олонхо и Джангар

« Назад

20.10.2013 18:20

Содержанием этнокультурного образовательного процесса становится воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к духовно-историческому наследию своего народа, приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы. Здесь ничем не заменить той роли, которая принадлежит изучении народных эпосов. Содержание эпоса, отражая этнокультуру народа, обеспечивает этнокультурное непрерывное  образование во всех его компонентах. Каждый этнос имеет свою специфическую культуру, характерный тип  личности, свою неповторимую систему социального наследия, свой уникальный подход к постановке и решению образовательных проблем. Таким образом, ознакомление и изучение проблем преподавания народных эпосов в России является одним из актуальных проблем в многонациональной Российской Федерации в решении единого образовательного пространства.

По плану Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» (мероприятие «Олонхо и будущие поколения») была организована научно-практическая экспедиция по маршруту Якутск-Москва-Элиста-Москва-Якутск с 7 по 15 октября с целью ознакомления изучения  калмыцкого героического эпоса «Джангар» в образовательных учреждениях и обмену опытом по изучению якутского героического эпоса Олонхо.

В состав экспедиции вошли: Ефимова Диана Гаврильевна - руководитель, с.н.с. ФГБНУ «Институт национальных школ», Флегонтова Ульяна Михайловна - с.н.с. ФГБНУ «Институт национальных школ», Соловьева Саргылана Михайловна - учитель физики Тыарасинской СОШ, Таттниский улус, Турнина Виктория Викторовна - ученица 10 класса Тыарасинской СОШ, Таттинский улус, исполнитель олонхо.

Презентация Элиста

9 октября 2013 г.

Ознакомление с духовно-историческим этнокультурным наследием народов России началось с посещения Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" г. Москва.

Музей-заповедник включает четыре исторические территории: древнее подмосковное село Коломенское с постройками Государева двора, музеем деревянного зодчества, старинными садами и парками (XIV-XIX вв.); памятники на территории усадьбы Измайлово (XVII -XIX вв.); дворцово-парковый ансамбль Лефортово (XVIII в.); природный и историко-культурный комплекс усадьбы Н.А. Дурасова в Люблине (начало XIX в.).  Значительную часть территории занимают обширные парки, живописные овраги, высокие холмы, водная гладь Москвы-реки. Это единственный в своем роде заповедник с памятниками истории, архитектуры, археологии и природы, расположенный практически в центре Москвы и представляет собой уникальное историческое наследие русского народа.

На всех территориях музея-заповедника в рамках Историко-культурного клуба проводятся музейно-образовательные занятия по следующим темам:

 - "От Аза до Ижицы". Музейно-образовательное занятие знакомит учащихся с развитием письменности на Руси с IX по XVIII вв. (для школьников 5-8 кл.);

- "Мячики московские, тульские, хотьковские". Занятие знакомит с историей традиционной детской игрушки - тряпичного мячика, широко распространенного на Руси (для школьников 1-6 кл.);

 - "Душу вложишь - все сможешь". Знакомство с богатейшей историей народной куклы и создание тряпичной игрушки своими руками (для школьников1-11кл.);

- "Чудо-войлок". История валенок и изделий из шерсти; в ходе занятия предусмотрено изготовление сувенира из войлока (для школьников 4-11 кл. и взрослых);

- "Исследуем Государев двор". Музейное занятие-игра, знакомящее посетителей с архитектурными и природными памятниками Государева Двора в Коломенском (для школьников 2-6 кл.);

- "Коломенский кузнец". Занятие знакомит с работой кузнеца в действующей кузне и предполагает создание эскиза изделия из кованого железа (для школьников 1-7 кл.);  

- "Дворец, я тебя знаю". Музейное занятие-игра, посвященное культуре русского дворянства XIX века (для школьников 4-11 кл.);

- "Усадебный театр XIX века". Интерактивное музейное занятие, посвященное театральному искусству (для школьников 1-11 кл.);
         - "Тих наш парк и красив наш пруд…". Занятие посвящено садово-парковой культуре XIX века (для школьников 1-11 кл.) и др.

 

С 10 октября 2013 г начались встречи на гостеприимной земле Калмыкии.

В столице Республики Калмыкия г.Элиста проживают более 100 национальностей, в основном калмыки, русские.

В этот вечер состоялась встреча с Панькиным Аркадием Борисовичем, доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедры педагогики и методики инновационного образования Калмыцкого государственного университета.

Аркадий Борисович Панькин  один из известных этнопедагогов России, продолжатель идей академика Г.Н. Волкова, положил основы научного подхода к этнокультурному образованию в условиях поликультурного образовательного пространства России. Основными  проблемами современного образования считает этнокультурный феномен родного языка и этнокультурный опыт как перспективный потенциал опыта в формировании образовательной системы.

15 февраля 2012 г. в институте национальных школ Республики Саха (Якутия) Аркадий Борисович участвовал в расширенном заседании ученого совета с докладом «О реализации этнокультурных коннотаций в содержании образования». Прошло содержательное обсуждение проблем этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, о федеральном государственном общеобразовательном стандарте, о перспективе этнопедагогических технологий в системе образования.

Аркадий Борисович ознакомил с программой, составленной кафедрой  педагогики и методики инновационного образования Калмыцкого государственного университета по посещению научных и общеобразовательных учреждений г.Элисты экспедицией, еще раз отметив значимость деятельности института по этнокультурному образованию и выразил на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

 

11  октября 2013 г.

В Министерстве образования, культуры и науки Республики Калмыкия состоялась встреча с Дякиевой Раисой Батнасуновной, доктором пед. наук, заместителем министра, руководителем рабочей группы по гармонизации межэтнических отношений при Главе Республика Калмыкия и начальником отдела науки и развития регионального образования Михайловой Надеждой Дабжеевной. Заметила этнопедагогические исследования в трудах якутских ученых: Е.П. Жиркова, А.П. Оконешниковой, о целенаправленной работе  Министерства образования республики по развитию государственных и официальных языков народов Якутии.

В Республике Калмыкия действуют 184 средних общеобразовательных школ, в т.ч. 12 учреждений начального и среднего профессионального образования, ДОУ. Раиса Батнасуновна ознакомила с общим положением сохранения и развития родного (калмыцкого) языка и литературы в общеобразовательных учреждениях Калмыкии. На данном этапе в республике идет интенсивное движение по внедрению родного языка, начиная с дошкольных учреждений и изучения народного эпоса с 5 класса в общеобразовательных учреждениях.

Программа научно-практической экспедиции началась с ознакомления организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях г. Элисты в муниципальном казенном ДОУ № 12 «Булг» (зав. Лободина Валентина Ивановна). Встречу организовало Управление образования администрации г.Элиста.

Минкеева Ирина Николаевна, начальник Управления образования, Бютцинова Наталья Николаевна, заведующая отдела дошкольного образования и воспитания, Гаржиева Клавдия Маркеевна, методист по дошкольному образованию методического  центра г. Элиста остановились на организации этнокультурного образования в дошкольных учреждениях. В городе, где 31 дошкольное учреждение, в 21-  на основе народных традиций и обычаев осуществляется приобщение детей к устному народному творчеству, истории и культуры калмыцкого народа на родном языке.  

В выступлениях было подчеркнуто осмысление педагогами значимости национальной культуры, общечеловеческих ценностей калмыков, способствующей творческому применению этих знаний в образовательной деятельности.  В методическом Центре города созданы творческие группы в количестве 10 человек для разработки  методических пособий: хрестоматии, дидактические игры по сказкам, словесные игры по калмыцкому языку ит.д. Разработаны программы В.К. Эрендженовой «Программа изучения калмыцкого языка в детском саду» (3-7 лет), по музыкальному – О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». В будущем планируют разработать методическое пособие по комплексному календарно-тематическому планированию к основной образовательной программе.

На встречу были приглашены воспитатели национальных групп и дошкольных учреждений, работающие по направлению этнокультурных традиций воспитания (Муниципальное казенное ДОУ № 29 «Иньгллт», Муниципальное казенное ДОУ «Национальный детский сад № 16 «Бадм цецг», Муниципальное казенное ДОУ № 10 «Жаворонок»).

В МК ДОУ № 12 «Булг» создана развивающая среда, организован кабинет калмыцкого языка. Была  представлена выставка работ детей, наглядных пособий воспитателей, игрушек, атрибутов для театрализованных представлений. Воспитатель Батаева Кеэмя Алексеевна, победитель номинации «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» конкурса «Педагог года Калмыкии 2013» показала игровое занятие по родному языку в виде игра-путешествие. Во время игры дети применяли полученные знания о культуре своего народа на родном языке.  Дети и воспитатель играли, разговаривали, вели диалог с корреспондентом, побывали в гостях у бабушки в кибитке и ознакомились с внутренним убранством жилища калмыков.

Очень живо и интересно Батаева Кеэмя Алексеевна показала мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков посредством дидактических игр по калмыцким сказкам». Воспитанники детского сада  пели, читали стихи на калмыцком языке и станцевали танец «Цветение тюльпанов». В дошкольных общеобразовательных учреждениях Калмыкии идет плодотворная деятельность по познанию народных традиций и обычаев, социальных норм, духовных связей поколений, ведущих к формированию характера маленького человека, наделенного национальными чертами.

 БОУ ДПОПКС РК «Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования» и кафедра методики преподавания родного языка и литературы провели круглый стол по теме «Проблемы изучения эпосов народов России в образовательных учреждениях: состояние, перспективы» сцельюобмена опытом преподавания народных эпосов в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) и Республики Калмыкия.

Встретили гостей с подношением «цаhан идән» (национальное блюдо как якутский сорат), белых хадаков (национальный шарф для уважаемых гостей). В музыкальном приветствии выступили народный джангарчи В. Каруев, “Ээҗин дун”, исполнитель Лиджиева Эмилия, ученица 6 класса МБОУ  «СОШ № 3» г. Элиста с протяжной песней “Шагшг шар хулсн” (ут дун).Отрывок из эпоса «Джангар№ («Эклц»)исполнил Шогджиев П.Г., учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ «Яшкульская СОШ № 2».

Круглый стол своим вступительным словом открыла Мунчинова

Лилия Димыеновна, ректор, кандидат педагогических наук. О цели научно-практической экспедиции с представлением членов экспедиции выступила руководитель группы Д.Г. Ефимова. У.М. Флегонтова ознакомила с Государственной целевой программой Республики Саха (Якутия) «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса олонхо» на 2007- 2015 гг.». Темой обсуждения круглого стола стали вопросы современного подхода к изучению эпосов народов России и проблемы сохранения традиций исполнения эпосов.

Участники экспедиции поделились с опытом изучения якутского героического эпоса Олонхо в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), выступив на следующие темы: Д.Г. Ефимова “Эпос в образовательной деятельности дошкольных учреждений”, У.М. Флегонтова “Семейный образовательный маршрут как звено в непрерывном этнокультурном образовании” , С.К.  Соловьева “Педагогика олонхо в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы”. Ученица 10 класса Тыарасинской средней школы Таттинского улуса Виктория Турнина исполнила отрывок из олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”.

О работе по изучению героического эпоса «Джангар» в общеобразовательных учреждениях Республики выступила начальник ОН и РРО МОН и КРК Михайлова Надежда Дабжеевна.

Калмыцкий народ бережно хранит и любит устное народное творчество, но самым ярким, самым любимым произведением является героический эпос «Джангар». Основная идея эпоса – идея единения и благополучия народа и цель героев эпоса – служение народу – совпадает с основной идеей нашего Олонхо. Свои фрагменты урока на тему  «Песня об алом Хонгоре» показала  Т.М. Нимеева, учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ № 4» г. Элиста. Л.Г.Санджиева, учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ «СОШ № 21» г. Элиста поделилась с опытом организации работы с одаренными детьми по изучению героического эпоса «Джангар».

В заключении Харчевникова Роза Пюргеевна, доктор филологических наук, профессор КГУ, выступила о важности совместной работы научных исследований ученых и преподавателей общеобразовательных школ по сохранению родных языков.

Участники круглого стола пришли к единому мнению, что школа призвана быть опорой народу для передачи культурного наследия нации новым поколениям, тем самым способствуя в становлении самосознания возрождения отечественной культуры. Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев.

Этно-школа. Следующей программой экспедиции было посещение республиканского центра детского творчества - Этно-школы г.Элисты.  Директор - Очирова Ирина Бадмаевна.

В непрерывном этнокультурном образовании особую роль играет неформальный компонент. Во внешкольной деятельности через образовательные учреждения дополнительного образования, обучающиеся, занимаясь в детских школах искусства, фольклорных, литературных студиях, лагерях и экспедициях, учатся петь народные песни-тойуки, исполнять народные танцы, готовить национальные блюда, украшения и атрибуты национальной одежды, в экспедициях собирают фольклорные и культурологические материалы, занимаются проектно-исследовательской деятельностью по изучению традиционных обрядов, ритуалов.  

Школа является интернатского типа. Учатся учащиеся 7-9 классов со всех районов республики. Основной задачей школы является создание условий для развития индивидуальных творческих способностей детей и максимальной самореализации в области национального исполнительского мастерства, народных творческих ремесел, национальной литературы и поэзии.

Дети занимаются в классах исполнения народного эпоса «Джангар», знакомятся с видами народного пения. Поют, играя на народных инструментах – домбре, мори-хул (как скрипка). Занимаются в классе  народного и классического танца, в кружке по изучению техники рисунка по написанию тханка или свитка, народных промыслов, изучают  техническое моделирование.

Прошло интересное общение с учащимися школы, дети исполнили народную песню с игрой на домбре и мори-хул, показали свои работы по народному прикладному искусству. Член экспедиции Виктория Турнина выступила с сообщением о якутском героическом эпосе и исполнила отрывок из олонхо “Нюргун Ботур Стремительный” П.А. Ойунского.

 

12  октября 2013 г.

Буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», крупнейший в России и Европе. По буддизму покровителем калмыцкого народа является Цаган Аав (Белый Старец), что сродни с якутским Урун Айыы Тойон.

Экскурсию по храму провела Герел Владимировна Нурова, искусствовед, преподаватель кафедры педагогики Калмыцкого госуниверситета, блестящий знаток истории разных видов танка – свитка, символа философии, информации, знаний по буддизму. Первую танку нарисовал сам Будда.

Посетили лекцию-семинар для учащихся художественного колледжа, студентов КГУ на тему “Буддийская живопись” Николая Николаевича Витко,  художника, доктора танкописца, приехавшего из Бурятии по приглашению ламы буддийского храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Сити-Чесс. Одним из достопримечательностей города является Сити-Чесс – шахматный городок. Калмыкия первый регион России, где с 1993 г. введены шахматы в качестве школьного предмета с начальных классов. Тем самым  уделяя внимание на уровне правительства в роли  щахмат в развитии логического мышления с ранних лет как фундаментального качества интеллектуальной личности.

Большим событием в жизни республики стали республиканские соревнования школьников по шахматам в Сити-Чесс.

 

13 октября 2013 г.

Состоялась встреча с Арсланг Бамбаевичем Санджиевым, заместителем председателя Общественного совета по развитию калмыцкого языка при главе Республики Калмыкия. В ходе которого было высказано мнение о совместном проекте двух республик по сохранению и развитию родных языков. Также были затронуты вопросы о проведении ежегодной международной научно-практической конференции «Волковские чтения» (статьи по языкам), о составлении программы обучения родному языку для невладеющих и владеющих, о составлении отзыва о книге А.Б. Панькина «Этнокультурная коннотация образования».

Таким образом, по заключении научно-практической экспедиции делаем следующие выводы:

  1. Научно-практические экспедиции по изучении эпосов народов России способствуют обогащению межкультурного диалога.
  2. Содержание народных эпосов играет роль в воспитании духовно-нравственных и педагогических ценностей народов в непрерывном этнокультурном образовании.
  3. На современном этапе непрерывного этнокультурного образования актуальна организация изучения народных эпосов на билингвальной основе. 

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить