\ Новое законодательство в сфере образования как гарант сохранения и развития родных языков народов России в едином образовательном пространстве Российской Федерации

Новое законодательство в сфере образования как гарант сохранения и развития родных языков народов России в едином образовательном пространстве Российской Федерации

« Назад

18.09.2013 16:17

Мы проживаем в одном из самых крупных многонациональных государств мира.  По данным переписи 2010 г., в Российской Федерации проживают 193 этнических общностей, а в системе государственного образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.

В законе  «Об образовании в Российской Федерации» вопросы языка   отражены в статье 14 «Язык образования», составленной с учётом положений Конституции РФ, федеральных законов «О языках народов Российской Федерации» и «О государственном языке Российской Федерации».

Данная статья регламентирует:

во первых, язык обучения и воспитания,

во-вторых, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации,

в третьих, изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации,

в четвертых, изучение родных языков народов России.

В проекте республиканского закона «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» вопросы языка  закреплены в статье 9. Языки образования.

IMG_1288По этой статье «В Республике Саха (Якутия) гарантируется получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации, получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на языке саха как родного, являющегося государственным языком Республики Саха (Якутия), а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством.»

 

IMG_1467Таким образом, новое законодательство в сфере образования полностью гарантирует языковые права граждан и способствует развитию двуязычия и многоязычия у обучающихся,  функционированию государственных и родных языков на всей территории Российской Федерации, в том числе в Республике Саха (Якутия).

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция раннего обучения языкам, растет количество билингвов дошкольного возраста.  Во многих регионах Российской Федерации, имеющих статус республик, двуязычие становится устойчивым  социальным явлением, где родной  язык наряду с русским языком функционирует в качестве второго государственного языка.

Двуязычие и многоязычие являются основными инструментами  формирования гражданской, этнокультурной и региональной идентичностей, средствами социализации детей и молодежи.

Двуязычие   оказывает значительное влияние на  когнитивное  и коммуникативное развитие детей. На республиканском августовском совещании мы обсуждали о конкурентноспособности и способности быстро адаптироваться. Именно двуязычие и многоязычие способствуют формированию у наших детей этих качеств.

Исследования Института национальных школ Республики Саха (Якутия), проведённые в г. Якутске показывают, что билингвальные  дети отличаются от своих сверстников-монолигвов «гибкостью» мышления и умением креативно подходить к работе с информацией разного уровня.
И на основе этих исследований в настоящее время по заказу Министерства образования  республики создаются новые учебно-методические комплекты по этнокультурному и поликультурному образованию.
В настоящее время  идёт процесс издания региональных учебников нового поколения и  их включения  в федеральный перечень учебников по требованию нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отмечаем, что по требованиям ФГОС и нового закона все региональные и этнокультурные учебные предметы и курсы должны в обязательном порядке иметь печатные и электронные образовательные ресурсы для учащихся и учителей.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить