\ Педагоги обсудили актуальные вопросы речевого развития детей дошкольного возраста

Педагоги обсудили актуальные вопросы речевого развития детей дошкольного возраста

« Назад

15.03.2019 02:59

В Международный год языков коренных народов и Год консолидации в Республике Саха (Якутия) в рамках Республиканского форума «Дошкольное образование: инвестиции в будущее» 12-13 марта педагоги обсудили актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Возраст ребенка «от рождения до школы» считается уникальным периодом в  речевом развитии детей. В маленьком человеке самой природой заложена не разгаданная до сих пор удивительная способность к освоению не только родного языка, но и второго, еще и возможность приобщения к третьему языку!

Мы живем в быстро меняющемся мире. Характерной особенностью речевого развития современных детей является их стремление к освоению языков, с которыми они непосредственно «встречаются» в реальном и виртуальном мире.    

Между тем, в нашей республике в последние годы  вопрос языкового развития наших детей стал особенно острым, так как наряду с ростом потребности в детских садах и классах с родным языком воспитания и обучения появился запрос в параллельном изучении русского и  английского языков в дошкольном возрасте. Одновременно фиксируется рост количества детей с логопедической проблемой до 38% от их общего количества дошкольников.

Как и следовало ожидать, самыми активными участниками секции «Языки и актуальные проблемы дошкольного образования» стали педагоги  дошкольных организаций г. Якутска, работающие в «эпицентре» языкового вопроса. Спектр тем, выдвинутых ими весьма разнообразен: создание этнокультурной предметной среды по педагогике олонхо (А.И. Жерготова, ДОУ № 82 «Мичээр»), развитие русского родного языка посредством ознакомления с русской культурой и бытом (О.С. Наумова, ДОУ № 16 «Золотинка»), обучение родному якутскому языку в условиях городской среды (Н.В. Попова, ДОУ № 89 «Парус»), методы и приемы обучения разговорному якутскому языку в  детских садах с русским языком воспитания», полилингвальное образование с изучением якутского, русского и английского языков (А.К. Корякина, М.А. Быканова, ДОУ №10 «Туллукчаан»), использование ИКТ в развитии языковой компетенции (Е.В. Олесова, ДОУ №70 «Кэрэчээн») и другие.

Большой интерес вызвали выступления М.Р.Федоровой (ДОУ № 2 «Олененок»), В.П.Васильевой  (УО НР), В. М. Петровой  (ДОУ № 85) об опыте работы методобъединений педагогов, С. М. Захаровой (ДОУ № 51 “Кэскил”) о  работе ассоциации национальных ДОУ и групп г. Якутска. Проблема преемственности была освещена в выступлениях учителей начальных классов (Л. Г. Дедюкина, МОБУ «Саха гимназия», А. Р. Шарафутдинова, Нижне-Бестяхская СОШ, Л. В. Моисеева, Хатасская СОШ, Е. И. Степанова, А. А. Прудецкая, Соттинская СОШ). Об особенностях оказания логопедической помощи якутоязычным детям поделилась Е. П. Басыгысова  (ДОУ № 26 «Кустук»). Ю. В. Андросовой, научным сотрудником ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», поднят вопрос о психологическом просвещении родителей в условиях билингвальной среды.

По итогам работы форума педагоги совместно с преподавателями Якутского педагогического колледжа, Пединститута, сотрудниками Института национальных школ Республики Саха (Якутия) выработалиследующие предложения:

- увеличить количество национальных детских садов;

- разработать модели языкового образования детей с учетом современной социолингвистической ситуации, в том числе для коренных малочисленных народов Севера;

- ввести мониторинг речевого развития детей и оформлять портфолио  для каждого выпускника детского сада;

-  создать программы по русскому, якутскому языкам, родным языкам коренных народов Севера, по их логопедическому сопровождению;

 -  расширить выпуск книг для семейного чтения на якутском языке;

 -  совершенствовать программы повышения квалификации в части методики обучения языкам детей дошкольного возраста (психолого-педагогические, психолингвистические и лингводидактические основы), в том числе и иностранного языка;

- составить единый русско-якутский терминологический словарь для педагогов образовательных учреждений Республики Саха (Якутия);

- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей в области языкового развития детей в условиях двуязычия и многоязычия;

- инициировать передачу ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» в республиканскую собственность и другие.

В постерной выставке «Дошкольное образование: инвестиции в будущее» успешно представило свой опыт методическое объединение преподавателей разговорного якутского языка г. Якутска, созданного известным методистом Ф.Н.Кириллиной. Примечательно то, что у них этот год – юбилейный! Обучение разговорному якутскому языку в г. Якутске началось в 1989 году в 7 детских садах с охватом 240 русскоязычных детей, а сегодня в 38 садах язык саха как второй язык  изучают 5520 дошкольников. В настоящее время методическим объединением творчески руководят Марфа Револьевна Федорова (ДОУ № 2 «Олененок»), Надежда Николаевна Руфова (ДОУ №16). 

Ежегодно по инициативе дружных и увлеченных своим делом педагогов организовываются фестиваль якутского фольклора «Туой, хомус! Дуорай, тойук!», конкурс презентаций на родном языке, семинары, консультации, обобщение передового опыта, открытые занятия, мастер-классы по совершенствованию профессионального мастерства, популяризируются якутские настольные игры, действует «Школа молодого специалиста» под руководством Е.М. Ивановой (ДОУ №29 «Золотая рыбка»).

И вот результат – по итогам участия в выставке между педагогом ДОУ №5 г. Якутска С.Л. Колесовой и президентом ЗАО «Элти-Кудиц» из г. Москвы С.А. Авериным заключен устный договор о сотрудничестве по производству  игры “Люби и знай родной край” для ознакомления детей  с достопримечательностями Республики Саха (Якутия) и расширению знаний о родном крае.

Диалог практиков, ученых и инвесторов состоялся. Надеемся, что мы все объединим свои усилия в реализации рекомендаций форума по развитию системы языкового образования наших детей!                                                      

Модераторы секции «Языки и актуальные проблемы образования»

С.С. Семенова, директор ФГБНУ «Институт национальных школ РС (Я),

Н.П. Мурукучаева, директор ГБПОУ «ЯПК»,

Л.В. Попова, заместитель заведующего кафедрой дошкольного образования Пединститута СВФУ имени М.К. Аммосова

С.Л. Колесова с С.А. Авериным и коллегами

IMG-20190314-WA0010

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить