Александрова Н.П.

« Назад

26.09.2010 18:48
Александрова Н.П.
ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Развивающая предметная среда дошкольных образовательных учреждений и детских зон (помещений) в быту сегодня становится объектом пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, архитекторов, дизайнеров. Известно, среда оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребенка, на развитие его положительного самоощущения, компетентности в отношении к миру, людям, себе, а также стимулирует его включениев различные формы деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, чтоявляется созидательным началом духовно-нравственного и физического здоровья.

Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать свое многовековое наследие молодому поколению. В связи с этим формирование этнокультурной идентичности в образовательных учреждениях приобретает особую актуальность, Следует отметить, что в последние годы расширяются формы, и средства этнокультурного образования, усиливается социокультурный аспект. Для целей воспитания привлекаются все возможные положи­тельные факторы, влияющие на формирование личности. В этом особое место зани­мает дизайн развивающей предметной среды этнокультурной направленности. Именно он оказывает значительное воздействие на формирование этнокультурной идентичности, поскольку дает возможность знакомить детей с образцами этнических культур и рассматривается не только с материально-функциональной точки зрения, но и как качественное пространство культуры – пространство ценностей, идеалов, культурных образцов, символов, знаков, национальных традиций и т.д.

В целях создания этнокультурной предметно-развивающей среды в ДОУ «Мичээр» № 82, расположенном в центре Якутска, столицы Республики Саха (Якутия), в НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) создается комплексный проект «Алгыстаах аласа», что в переводе обозначает благословенное жилище.

Особенностью данного проекта является создание зон, обеспечивающих соответст­вующие условия для физического, социально-личностного, познавательно-рече­вого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом этнопедагогических традиций. Для этого на основе философии народа саха, образов героического эпоса олонхо разработан проект «Алгыстаах аласа», в котором отражены особенности традиционной предметной среды, использованы различные национальные формы: ураса, чороон, силуэты героев олонхо и животных и т.д.

Комплексный дизайнерский проект по созданию детской предметно-развиваю­щей среды этнокультурной направленности состоит из двух основных компонентов: экстерьера и интерьера дошкольного образовательногоучреждения. Для реализации проекта площадка участка детского сада разделена на три зоны: 1) экологическая тропа; 2) центральная зона «Тюсюлгэ»; 3) игровая площадка.

Проект создан с учетом принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях, отраженных в Концепции дошкольного воспитания, принципов построения этнопедагогики народа саха и требований республиканской базовой программы дошкольного образования «Тосхол».

Первая зона. «Экологическая тропа» (см. рис. 1). Бережное отношение к родной природе, окружающей среде - основной постулат философии олонхо, этнопедагогики народа саха. Проходя по экологической тропе, дети могут познакомиться с неповторимой красотой природы родного края, изучить многообразие растений и животных, научиться экологическим понятиям и правилам поведения, исповедуемым в этнопедагогике.

Зона начинается с уголка основ безопасности жизнедеятельности, где размещены наглядные материалы по формированию представлений об опасных для детей ситуациях и о способах поведения в них, по приобщен и к» к правилам безопасного поведения в различных погодных условиях по временам года. Метеоуголок (термометр, вертушка, знаки, обозначающие осадки, и т.д.; см. рис. 2) дает детям возможность наблюдать за состоянием погоды, искать и обнаруживать причины наблюдаемых явлений и делать выводы. Кормушка для наблюдения с близкого расстояния за птицами имеет три уровня для корма и посадки птиц. Куб с почвой предназначен для ознакомления и изучения состава и внутреннего строения почвы. Для расширения и уточнения представлений детей о растительном мире родного края на экологической тропе запланированы насаждения берез, сосен, лиственниц, елей, тополей, кедров, рябины, кустарники и различные виды трав. В заключительной части экологической тропы спроектировано место для проведения занятий и игр на открытом воздухе (см. рис. 3).

Вторая (центральная) зона. «Тюсюлгэ» (см. рис. 4). «Тюсюлгэ» («арена») -центральное место для проведения национального праздника Ысыах, одного из значимых символов якутской культуры. В проекте эта зона выполняет функции проведения коллективных игр, досугов, развлечений и т.д. В центре игровой зоны имеется универсальный подиум диаметром 2,5 м. высотой 12 см; может использоваться как сцена и ориентир для коллективных игр. В центре подиума стоит Аал Луук Мас (в якутской мифологии священное дерево, в котором обитает дух – хозяйка данной местности). В олонхо Аал Луук Мас олицетворяет символ триединства мира: крона символизирует верхний мир, ствол – срединный мир, корни – нижний, подземный мир.

Третья зона. «Игровая площадка». В этнопедагогике основным средством воспитания детей 3-7 лет является игровая деятельность, в которой тесно переплетаются, с одной стороны, познавательные и подвижные игры, направленные на интеллектуальное и физическое развитие, а с другой – детско-взрослая совместная деятельность в форме игры по обучению хозяйственным навыкам. Зона игры разделяется на две части: первая – для сюжетно-ролевых и дидактическихигр; вторая для подвижных игр, физкультурных, оздоровительных занятий и мероприятий.В середине игровой зоны расположен лабиринт, состоящий из трех кругов и рас­сказывающий о растительном и животном мире.

В каждой зоне предусмотрены развивающие предметы по назначению зон, спроектированных с учетом соответствия возрасту детей и оформленных в этническом стиле. При этом учитывается многофункциональность, прочность и безопасность каждого предмета. Например, комбинированная песочница (игровая микрозона) (см. рис. 5) из дерева в форме урасы (летнее жилище якутов) имеет подставку для предметов, в которые дети играют в песочнице. Из урасы выходит тротуар, в середине которого имеется ниша, где разложены разноцветные геометрические тела разных форм - конструктор. Дети могут играть, строить на тротуаре. За тротуаром размещены разноцветные пеньки. Песочница является универсальной микрозоной: дети играют, хранят игровые предметы, во время досуга тротуар и пеньки используются как сиденья. По такому принципу спроектированы все предметы игровой площадки дошкольного образовательного учреждения.

Оснащенная таким образом предметно-развивающая среда позволяет работать со всеми детьми, с подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством различных видов деятельности ребенка, но и предоставляет возможность удовлетворить их познавательные интересы и формировать нравственно-эстетические чувства.

Предметно-развивающая среда этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении прежде всего должна соответствовать двум основным требованиям:

  • обеспечить условия для педагогического процесса, выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;
  • создать условия для формирования личности носителя этнической культуры.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды: Учеб. пособие. М.: Архитек­тура, 2008.
  2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-пресс, 2010.
  3. Руте В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. пособие. М: Архитектура-С, 2005.
  4. Торопова Л., Марина 3. Интерьер и дизайн современной квартиры. М.: Эксмо, 2006.
  5. Чешнова Н.Ю. Как обустроить детский сад? Ростов н/Д: Феникс, 2007.

ISSN 0012-561X. Дошкольное воспитание, №11-2010. С. 74-78



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: