Чехордуна Е.П.
« Назад 12.11.2013 12:56
Героический эпос — бесценный ларец
духовно-нравственного богатства народа саха
Родное слово как один из факторов народной педагогики – первооснова национальной культуры. Художественный язык олонхо, его образы способствуют воспитанию многих поколений народа саха. Мир олонхо, созданный творческим гением народа, провозглашён ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Он всеобъемлющ, в нём отражены все пласты духовной культуры народа. Как отметил профессор А.М. Лобок, «олонхо — это культурная память, которая создаёт смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нём»[1]. Язык олонхо определяется системностью и внутренней структурированностью. Так, отдельные аспекты жизни общества, явлений природы, по которым у народа саха сложились свои представления, понятия, воззрения (например, физиология человека, животный или растительный мир, географические, астрономические, астрологические и физические знания, психология) представлены в олонхо в целостном и упорядоченном виде. Философские воззрения в эпосе тесно переплетаются с обычаями, бытом, нравами народа. Эпос олонхо выражает системное представление о жизнедеятельности человека в суровых климатических условиях Севера. Во-первых, духовно-нравственные устойчивые представления о добре и зле, свободе-неволе, правде-лжи, ответственности, самопожертвовании, совести, долге; умении давать нравственную оценку поступкам и делам; ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей. Во-вторых, в нём представлены аспекты жизни народа саха — социально-личностные: умение вести традиционный образ жизни, занятия традиционными промыслами, хозяйствование; сострадание, сопереживание, оказание помощи человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в помощи, защите и поддержке; соблюдение норм здорового образа жизни; стремление к духовно-нравственному совершенствованию. Отражены в олонхо культурные традиции, обычаи, обряды. Эти координаты сопряжены с народной педагогикой, которая на современном этапе развития общества помогает восстановить утраченные функции социокультурных сфер в духовной жизни народа. Она вобрала в себя всё лучшее, что есть в педагогической культуре общества. Например, почтительное отношение к родителям, к людям старшего поколения; к окружающей природе; гостеприимство, скромность, трудолюбие, философское отношение к жизни и многое другое. Новые взгляды на идеи и содержание эпоса убедительно доказывают, что олонхо в современном мире — явление национальной и общечеловеческой ценности. Глубокий анализ мифологических основ олонхо, его идейно-эстетического содержания, жанровой, сюжетно-композиционной структуры служит благодатной почвой для дальнейших научных исследований, для практической воспитательной деятельности педагогов. Мы переживаем сегодня новое отношение на уровне государственной поддержки в Республике Саха к потенциалу великих, глубоко народных философских идей героического эпоса. Своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов олонхо в современные формы, методы, способы и средства воспитания требуют углублённого изучения не только его языкового материала, но и наиболее значимых мировоззренческих установок народа саха (в олонхо — племени айыы), его нравственно-этических норм, традиций и обрядов. На наш взгляд, олонхо как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа способствует выработке новой системы воспитания, которая оказывает влияние на развитие современного общества в условиях межкультурной интеграции. Поэтому в настоящее время назрела необходимость вести фундаментальные исследования внутренней составляющей олонхо, его духовно-гуманистического, ценностно-ориентационного содержания. Мировоззренческие представления и художественный язык олонхо — это основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать этнические и общечеловеческие культурные ценности. В героическом эпосе воплощены в художественных образах прогрессивные идеи и помыслы, показаны средства, формы, методы и приемы воспитательного воздействия, отражены народные идеалы воспитания человека. Весь процесс формирования человека в олонхо — это результат восполнения различных ценностей, содействующих становлению человека созидающего, успешного, человека-оптимиста, обладающего морально-этическими, духовно-нравственными качествами, любящего и уважающего историю, культуру своего народа. Учителя школ республики широко используют педагогический потенциал олонхо в образовательном пространстве. На его материале изучаются жизнь, быт, традиции, обычаи, обряды народа в целостной системе. Это подлинно народная школа, которую проходил каждый саха. Обществу важно, чтобы у подрастающего поколения были сформированы качества, адекватные национальным ценностям. Использование педагогического потенциала героического эпоса в учебно-воспитательном процессе характеризуется сегодня как педагогика олонхо. В республике разработана концепция «Педагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспособных. Определены структура, содержание понятий, ценности по педагогике олонхо как системы традиционного воспитания народа саха. Воспитание детей в духе идей олонхо начинается с ранних лет, с дошкольного возраста. При использовании идей педагогики олонхо учителя и воспитатели руководствуются такими основными принципами:
Основные составляющие педагогики олонхо — традиционные знания, морально-нравственные ценности, традиционные национальные промыслы. Педагогика олонхо основывается на освоении целостной картины мира (извечность Неба, происхождение Земли, пространственная структура мира), на понимании места, назначения и способностей человека. По воззрениям олонхо, во Вселенной существуют три мира: верхний, где обитают боги, средний — населённый людьми и их окружением, нижний — со злыми духами, представителями чёрной силы. Ключевые понятия олонхо, несущие в себе познавательный и воспитательный потенциал, классифицируют по таким основным группам: миропонимание, предназначение человека, эпический богатырь, идеал народа, морально-этические нормы, вера, религия и обряды, противоборствующие силы, материальная культура, сила слова. По воззрениям эпоса олонхо, народ саха стремится устроить свою жизнь на принципах Айыы, на основе философского учения «кут-сюр». Кут (дух, душа) — основа жизненной силы, энергии человека. По мировоззрению олонхо, человек имеет три души (кут): ийэ кут, салгын кут, буор кут. Ийэ кут — это генетическая память, умственные способности человека. Салгын кут — стремление, желание, мечта человека, его духовность. Буор кут — физическое развитие человека (телосложение, рост). В олонхо восхваляется человек, прошедший школу жизни, сочетающий в себе все три кут (души). Богатыри описываются как сильные, волевые, физически, духовно, нравственно здоровые люди племени айыы. Таким образом, героический эпос олонхо — не только крупный жанр устного народного творчества, но и энциклопедия народной жизни. И потому в современных условиях величественный эпос олонхо изучается как «якутская философия, как духовность народа саха» (А.Е. Мординов). А известный исследователь этнопедагогики академик РАО Г.Н.Волков считает, что «...олонхо — самое концентрированное выражение духовной жизни якутского народа». Национальные базовые ценности российского образования сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В содержании героического эпоса олонхо сопряжены такие ценности, как жизнь, человек, патриотизм, семья, добродетели, воля, страдание и его преодоление, труд, природа, вера в ее силы, человечество, солидарность, художественное слово, вещи. Ценность жизни определяется в олонхо противоборством двух начал: силы светлой и тёмной. При этом светлая сила, как олицетворение жизнеутверждающих идеалов олонхо всегда одерживает победу над темной — над злыми духами. В этой жизни личность человека айыы раскрывается как основная ценность. Люди айыы обладают такими качествами, как воля целеустремлённость, смелость, самообладание, скромность, мудрость, сострадание. Таким образом, педагогика олонхо воплощает смысловое наполнение этнокультурного образования в условиях поликультурной среды. В героическом эпосе дается полное описание созидательного труда кузнецов, столяров, воспевается труд коневодов, животноводов. Мастерами кузнечных, столярных дел изготавливались красивые берестяные, деревянные вещи — посуда, утварь. Мастера-швеи шили женские наряды из мехов, ткани. В укладе крестьянской семьи саха труд организовывался как творческое взаимодействие старшего и младшего поколений. В семье формируются способы и навыки трудового обучения. Труд как первооснова жизнедеятельности человека и огромный материальный фактор воспитывал духовно-нравственные ценности, трудовые навыки, умение жить в суровых климатических условиях Севера. Деятельная взаимосвязь поколений становилась фактором материального и духовного прогресса народа. Это осталось до сих пор, традиция не утрачена. Тем самым у современных школьников формируется этнокультурная компетентность, основанная на знаниях и опыте, полученных не только в школе на уроках, но и в реальной жизни. Результатом активного использования в школе педагогики олонхо становится формирование самосознания, гражданской и этнической идентичности личности ребёнка, способность к социальной и межкультурной коммуникации, уважение людей различных социальных групп, ориентация в поликультурной среде, в многонациональном обществе. Олонхо стал надёжным помощником учителей в воспитании детей. И останется им навсегда... НО [1] Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонло. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. Якутск: Компания «Дани-Адмас», 2007.
ISSN 0130-6928. Народное образование. № 8, 2012. - С. 239-243. КомментарииКомментариев пока нет |