Методика обучения русскому языку в национальной школе
1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Значение и место русского языка в обучении и воспитании учащихся-якутов
В «Законе о языках Республики Саха (Якутия)» (1992 г.), в Законе «Об образовании» (1995 г.) и в Федеральном законе «О государственном языке РФ» (2005 г.) определен статус русского языка как языка государственного и межнационального общения. Овладение государственным языком Российской Федерации предоставляет гражданину Республики Саха (Якутия) возможность интегрирования в русскую и мировую культуру, расширяет сферу его деятельности, повышает конкурентоспособность в современных условиях рынка труда.
В условиях республики речь идет о позитивном двуязычии и полилингвизме, оказывающем благотворное влияние на развитие личности школьника при обязательном сохранении его языковой и культурной самобытности. Системой языкового образования проектируются разные уровни лингвистической и коммуникативной компетенций языковой личности школьника на двух государственных языках. Изучение русского языка предполагает овладение учащимися разными типами компетенций — коммуникативной (речевой), лингвистической, языковой, этнокультуроведческой. Язык как основной инструмент культуры способствует развитию языковой личности школьников в диалоге двух культур и постижению системы национально-словесных образов, этикетных формул и социальных форм общения, принятых в русском языковом сообществе.
Главными функциями языкового образования являются получение образования с помощью русского языка и собственно языковое образование.
Русский язык для части учащихся выступает в качестве учебного предмета специализирующего характера (например, в классахгуманитарного профиля) и рассматривается как средство профессиональной подготовки по другим специальностям.
Целью обучения русскому языку в национальной школе является развитие личности школьника через систему знаний о языке, умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
Новый методический подход предполагает согласованность содержания и структуры курсов по родному и русскому языкам, включение отсылок, сопоставлений, переводов. В условиях двуязычия и многоязычия отивационное воздействие межъязыковых сопоставлений будет разнонаправленным в зависимости от характера взаимодействия контактирующих языков.
Содержание обучения русскому языку в якутской школе включает следующие компоненты:
- языковые знания по разделам курса русского языка;
- умения и навыки по видам речевой деятельности и общения в типовых ситуациях;
- знания по лингвистике текста;
- способы учебных действий учащихся по усвоению знаний, умений и навыков по русскому языку;
- этнокультуроведческий материал.
Переход к образовательным услугам опережающего характера предполагает внедрение «открытых» форм обучения, в том числе информатизацию и компьютеризацию.
Систематическое обучение русскому языку предусматривается с 5 по 11 класс, углубленное и специализирующее обучение — в старших классах национальной школы (профильных). Для школ гуманитарного направления предназначены углубленные курсы, обеспечивающие собственно-лингвистические профили обучения, создающие условия для успешного обучения в вузе.
Структура школьного курса русского языка в якутской школе определяется:
- целями, задачами и содержанием курса русского языка как государственного;
- возрастными особенностями учащихся младшего, среднего и старшего уровня обучения;
- преемственностью между уровнями;
- необходимостью перераспределения учебного материала между основной и 12-летней школой с целью повышения качества обучения русскому языку.
В 5—11 классах основной школы происходит:
- формирование лингвистической компетенции: систематический курс морфологии на синтаксической основе, синтаксиса простого и сложного предложений, синтаксиса текста, стилистики;
- углубление представления о национально-культурной ценности, самобытности русского языка, о формах его существования и функциях;
- совершенствование языковой компетенции и речевой деятельности на основе речевых знаний о системных отношениях языковых явлений различных уровней и их семантико-функциональных особенностях;
- формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;
- совершенствование устной и письменной речи учащихся, включая правописание и культуру речи;
- ознакомление учащихся с языковой ситуацией в Республике Саха (Якутия), Российской Федерации и в мире, статусом и функциями русского и родного языков.
Изучение русского языка отвечает прагматическим целям и ориентируется на повышение уровня функциональной грамотности.
Содержание обучения русскому языку в 5—11 классах включает систематическое обучение стилистике русского языка. Формируются и развиваются способности анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения языковые явления в текстах разных функциональных стилей речи русского языка. Для профильных классов предусматриваются специальные курсы по развитию культуры русской речи и риторике, усиление профориентированной работы по специальностям филологического цикла.
На всех уровнях образования предполагается налаживание системы мониторинга качества обученное™ по русскому языку как государственному языку РФ и Республики Саха (Якутия).
Высококвалифицированный учитель-русист, работающий в условиях полилингвизма в республике, в своей деятельности основывается на данных сопоставительной типологии родного и русского языков, учитывает речевое поведение билингва.
В национальной школе средствами языка и литературы формируется би- и поликультурная личность, что возможно при духовно-нравственном воспитании учащихся, развитии их эстетических чувств.
Способность учителя использовать в работе научно-теоретическую и методическую литературу, новые технологии,егостиль и навыки преподавания, умение компоновки и отбора учебного материала, индивидуализация обучения содействуют практическому овладению учащимися языком, ел пинию языковой личности школьника.
ISBN 5-7696-2091-9
УДК 372.881.161.1 (571.56) ББК 74.268.1 Рус