\ Центром кочевого образования проведен Межрегиональный круглый стол

Центром кочевого образования проведен Межрегиональный круглый стол

« Назад

18.04.2021 00:00

В рамках выполнения НИР «Разработка научных основ и моделей образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой образ жизни» сотрудники Центра кочевого образования обсудили с коллегами из регионов России актуальные проблемы кочевого образования.

В работе круглого стола приняли участие 72 чел. из Амурской области, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также из Бурятии, Камчатки, Томской области, Таймырского и Арктического колледжей для коренных малочисленных народов Севера, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Института родных языков народов РФ. Выступило – 26 чел.

И.о. директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации в своем выступлении отметила следующее: «Одна из приоритетных задач на сегодня – это создание благоприятных условий для изучения родных языков коренных малочисленных народов, сохранения их национальной самобытности, обучения детей с раннего возраста тем видам национального промысла, которым занимаются родители.

В этой связи особое внимание нужно уделить развитию кочевых школ, деятельность которых должна строиться на принципах гуманизации, свободы и ответственности, доступности, открытости и развивающего, природообразного характера обучения.

Деятельность Федерального института родных языков народов Российской Федерации направлена на поддержку и повсеместное содействие делу сохранения языкового богатства и разнообразия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Мы готовы к всестороннему и планомерному взаимодействию с местными государственными и некоммерческими образовательными организациями, представителями научно-педагогического сообщества, с ассоциациями и всеми, кто солидарен с нами в стремлении работать над сохранением и развитием родных языков, поддерживать перспективные проекты и идеи».

Учеными были представлены возможные направления стратегии и концепции развития кочевого образования (Николаева А.Д, зав. кафедрой педагогики СВФУ им. М.К. Аммосова, д.п.н.; Ситникова Н.В., рук. Центра кочевого образования), разработанные в рамках научно-исследовательской работы Института. Также выступили ведущие научные сотрудники отдела кочевого образования: об организации опроса для выявления образовательных потребностей педагогов, работающих в кочевых условиях (Иванова А.В., к.п.н.); о конкурсе методических разработок по основам безопасности в условиях кочевья (Федоров Г.М., к.п.н.).

В ходе круглого стола обозначены проблемы и перспективы развития  дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования в условиях кочевья.

Во-первых, отмечается растущее внимание к дошкольному образованию в условиях кочевья. Были заслушаны содержательные выступления Кочуровой Ольги Ивановны (ХМАО), Слепы Клавдии Александровны  (ЯНАО), Пасечной Натальи Валерьевны (Пуровский р-н ЯНАО, ДОУ «Солнышко»), Ковалевой Ольги Михайловны (ДОУ «Чебурашка» Надымский р-н ЯНАО), Аммосовой Ольги Николаевны (ДОУ «Кэрэчээнэ» с. Харыялах Оленекского улуса РС(Я) и других.

В последнее время увеличивается число кочевых дошкольных групп, открываемых по желанию родителей. Растет наполняемость групп, уровень подготовки детей к школе, что ведет к повышению престижа кочевого дошкольного образования. Родители видят пользу кочевых ДОУ в подготовке детей к школе, возможности организации дополнительного образования.

Регионы используют различные возможности поддержки кочевых ДОУ или кочевых дошкольных  групп, в том числе грантовую поддержку социальных проектов. Например, С 2017 г в Пуровском районе ЯНАО успешно реализуется проект «Лего-конструирование и робототехника в условиях кочевья» (зав. ДОУ Пасечная Н.В.), внесший новые элементы в образовательный процесс, поощряющий любознательность детей и влияющий на формирование инженерного мышления (проектирования, конструирования, программирования). В Республике Саха (Якутия) преобладает традиционный подход, направленный на поддержку языка, культуры, образа жизни в семейных кочевых группах и в кочевых группах при школе или при  детском саде (Аммосова О.Н.).

Властями регионов оказывается поддержка проекту «Кочевая школа», в том числе и дошкольным кочевым группам, детским садам, но материально-техническая база многих учреждений и групп оставляет желать лучшего, так же, как и нестабильная связь, медленный интернет. Участниками круглого стола были отмечены проблемы, которые требуют решения на федеральном и региональном уровнях.

Во-вторых, были обсуждены проблемы и перспективы развития «кочевых школ» и «кочевых классов».

Организация образовательного процесса в местах кочевий осуществляется в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Живой интерес участников круглого стола вызвали выступления представителей «кочевых школ»:

- Васильевой Светланы Абрамовны из кочевой школы «Туруял» при Усть-Нюкжинской СОШ Тындинского района Амурской области;

- Дягилевой Евдокии Гаврильевны руководителя «кочевой школы» «Айлик» при Тополинской СОШ и ДОУ МР «Томпонский улус»;

- Колесовой Валентины Николаевны, руководителя сезонной кочевой школы «Мэрлэнкэ» при Кустурской СОШ имени И.Н. Слепцова МР «Эвено-Бытантайский национальный район»;

- Еноховой Светланы Николаевны, руководителя «кочевой» малокомплектной школы «Угут» Алданского района Республики Саха (Якутия);

- Погодаевой Марии Петровны, главы кочевой семейно-родовой общины им. П.Е. Погодаева.

Участниками представлены следующие модели организации обучения и воспитания в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

- образовательная организация с «кочевой дошкольной группой» («кочевым детским садом»);

- общеобразовательная организация с «кочевыми классами-комплектами» («кочевой школой»);

- организация получения образования в форме семейного образования и самообразование в местах кочевий.

На круглом столе были обозначены проблемы и перспективы развития летнего отдыха, труда и оздоровления детей в условиях кочевья. Создание кочевых лагерей, условий летнего отдыха и оздоровления детей, приобщение их к совместному труду с родителями, проведение соревнований, мероприятий, в ходе которых демонстрируют умения и навыки, необходимые для кочевого образа жизни, связанные с традициями, обычаями и обрядами кочевья, является одним из востребованных направлений кочевого образования.

Положительный опыт работы организации кочевых лагерей представила МБОУ «Улахан-Чистайская СОШ им. Н.С. Тарабукина» Момского района (директор – Петрова А.П.). С 2002 года в данной школе функционируют кочевые палаточные лагеря «Гарпанга» и «Оралчимна», а с 2006 года кочевой палаточный лагерь «Хонгачан» при кочевых классах. Спецификой кочевых палаточных лагерей является погружение детей в этнокультурную языковую среду.

В Методических рекомендациях об организации образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни», определено понятие «кочевой лагерь» как «форма организации временного детского коллектива для реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей с погружением в традиционную хозяйственную деятельность, языковую и культурную среду коренных малочисленных народов». В кочевых лагерях дети продолжают изучать родной язык и культуру, проходят практику по курсам оленеводства и другим традиционным видам деятельности, они приобретают навыки по основам безопасности в экстремальных условиях, экологии, кочевой культуре и др.

В рамках детского движения «Юные оленеводы» большое внимание уделяется трудовому воспитанию и профессиональной ориентации. Основными направлениями трудового воспитания детей и их ориентации в профессию являются: оленеводство, рыболовство, этноэкология, сбор дикоросов. В Республике Саха (Якутия) и в других регионах проводятся слёты юных оленеводов, различные конкурсы и соревнования по национальным видам спорта, гонкам на оленях и др.

Аналитическая информация по материалам выступлений участников межрегионального круглого стола представлена на выездном заседании Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, на котором в качестве приглашенных экспертов приняли участие Ситникова Н.В., руководитель Центра кочевого образования и Габышева Ф.В., Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и  делам общественных организаций, д.п.н.

Модератор межрегионального

круглого стола Ситникова Н.В.

Предложения участников можно посмотреть здесь:

Предложения

Список участников можно посмотреть здесь

Список


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить